Антимонопольная служба не будет кардинально менять структуру автодилерского рынка - ФАС
2 марта 2012 года
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ не собирается "ломать" структуру автодилерского рынка, заявил начальник управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС РФ Максим Овчинников.
Такое заявление он сделал, комментируя предложения ФАС о том, чтобы сделать торговую политику автодистрибьютеров (автопроизводителей и импортеров) прозрачной и "недискриминационной".
В пятницу эти предложения обсуждались в рамках круглого стола, организованного агентством РАПСИ/rapsinews.ru и юридической группой "Яковлев и партнеры", в обсуждении участвовали представители ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД), юргруппы "Яковлев и партнеры" и антимонопольного ведомства.
Ранее ФАС сообщила, что в связи с многочисленными обращениями дилеров с жалобами на автодистрибьютеров служба была вынуждена начать расследование в отношении ряда дистрибьютеров.
В частности, дилеры жалуются на то, что автодистрибьютеры обязывают своих партнеров совмещать функции продажи автомобилей и их сервисного обслуживания, не устанавливают ясных требований и правил по отбору дилеров, искусственно ограничивают срок действия дилерских соглашений, односторонне расторгают договоры поставки запчастей авторизованным дилерам, а также создают дискриминационные условия определенным дилерам внутри одной дилерской сети при поставке новых автомобилей и запасных частей к ним.
Представители РОАД согласились с необходимостью изменений, признав, что взаимоотношения дистрибьютеров и дилеров необходимо вывести на более современный уровень, привести их в соответствие с антимонопольным законодательством. "Эта сфера требует государственного регулирования, здесь мы видим в ФАС наших союзников", - заявил вице-президент РОАД Илья Пименов.
Одновременно он призвал "очень взвешенно" подойти к решению этого вопроса, выразив опасение, что может быть сломана структура, сложившаяся на сегодняшний день, подорваны "определенные точки роста".
Представитель ФАС несколько раз подчеркнул, что такой цели у ведомства нет. "Большая часть наших предложений направлена на то, чтобы защитить дилерские центры, для того, чтобы не было возможности шантажа у автодистрибьютеров выкручивать руки дилерскому центру", - отметил Овчинников.
Он подчеркнул, что взаимоотношения между автодистрибьютером и дилером являются источником негативных последствий для потребителей. "Мы будем мягко, а в некоторых случаях жестко, пытаться эту проблему решить", - сказал представитель ФАС.
Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС РФ Тимофей Нижегородцев заявил, что в настоящее время успешность или неуспешность дилера определяется автодистрибьютером, а "клиентоориентированность не является условием того, что ты останешься на рынке".
Он отметил, что эту структуру взаимоотношений нужно "развернуть в сторону потребителя не на словах, а в виде сниженной стоимости на обслуживание, на запчасти, улучшения обслуживания". Нижегородцев также полагает, что действия ФАС будут выгодны и для глобальных компаний, так как то, "как действуют автодистрибьютеры на российском рынке радикально отличаются от их действий на рынке ЕС и в Америке".
Кроме того, Нижегородцев отметил, что задача ФАС - обратить внимание глобальных офисов на действия их московских представительств: "Мы уверены, что глобальные офисы не заинтересованы во всех этих практиках, они получают только дискредитацию их марки на территории страны".