Арт-деятели из Франции рассказали российским, легко ли жить по закону
27 сентября 2011 года
Унификация европейского законодательства в области торговли искусством с одной стороны, его упростила, а с другой усилила конкуренцию, ослабив местные рынки, к таким выводам пришли представители французского арт-рынка на круглом столе в понедельник в московском представительстве Российского аукционного дома (РАД).
Среди французских специалистов на круглом столе "Будущее аукционных торгов в России. Часть первая: опыт Франции", которым руководил гендиректор РАД Андрей Степаненко, были президент аукционного дома Aguttes Клод Агютт, президент национального синдиката аукционных домов (SYMEV) Эрве Шайетт, председатель национальной палаты экспертов (CNES) Жан-Мишель Ренар.
Как рассказали французские коллеги, их аукционы и арт-рынок, которые были до недавнего времени одновременно одними из самых развитых и самых закрытых в мире, претерпели значительные перемены в связи с интеграцией в Евросоюз.
В частности, Франция, которая до середины ХХ века лидировала в аукционных продажах, находится сегодня на четвертом месте в мире после Китая, США и Великобритании.
По словам профессора права Жоржа Декока, ряд изменений в законодательстве, целью которых являлась унификация европейского законодательства в области торговли искусством, с одной стороны привели к либерализации, а с другой - значительно усилили конкуренцию на локальном французском арт-рынке, отменив запреты для иностранных аукционных домов вести свою деятельность на территории Франции.
Чем и воспользовались в последнее десятилетие крупнейшие аукционы Sotheby's и Christie's, изрядно активизировав свою деятельность на территории Франции. Как ранее рассказал РИА новости глава Sotheby's Россия и СНГ Михаил Каменский, аукционы, которые проводит Sotheby's в столице Франции, приобрели самостоятельное значение, "тогда как еще несколько лет назад Париж воспринимался лишь как богатейший источник для лондонских торгов".
По его мнению, такая активность связана не только с отменой французского протекционизма, а с новыми экономическими реалиями, в рамках которых инвестиции в произведения искусства, сделанные в зоне евро, кажутся покупателям более выгодными. Привлекают на взгляд Каменского и налоговые особенности евро-зоны.
Сами французы тоже не особенно сетуют по поводу того, что их монополии пришел конец, и говорят, что развитие конкуренции позитивно сказывается на арт-рынке в целом, привлекая больше продавцов и покупателей на территорию Франции.
ПРОЦЕНТ НАСЛЕДНИКАМ ПИКАССО
С другой стороны, по словам Агютта, французы "поделились" своими законами с остальной Европой.
Например, придуманный в Париже в 1920-е годы для поддержки нищих художников закон о "праве следования", согласно которому при вторичных и дальнейших продажах художник или прямые наследники после 70 лет со дня его смерти имеют право на определенный процент от суммы (от 0,25% до 4 %), привел к тому, что "Пикассо и Матисса продают в Лондоне в десятки раз чаще, чем во Франции".
Но Лондону вскоре предстоит смириться и присоединиться к закону о соблюдении авторских отчислений при продаже оригинальных произведений искусства, и произойдет это не позднее зимы 2012 года. Хотя россиянам, у которых законодательство в сфере искусства находится в стадии формирования, коллега из Франции посоветовал избегать этого закона.
В России формально существуют подобные отчисления (около 5%), только денег этих в сфере искусства никому пока собрать не удалось.
РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ
Российские участники круглого стола, в свою очередь, сетовали на сложности законодательной системы, ее несовершенство и несоответствие требованием современности, а также полное отсутствие интереса государства к антикварному рынку.
Как рассказал гендиректор РАД Андрей Степаннеко, он планирует создать Российскую ассоциацию аукционных домов, чтобы сделать российский рынок торговли искусством через аукционы более конкурентоспособным.
"Нужна ассоциация, чтобы устанавливать общественные и институциональные связи, общаться с заграницей и российскими госструктурами. При этом в ассоциацию войдут не только аукционные дома, торгующие искусством, но и те, кто торгуют недвижимостью и зерном, но действовать мы будем под флагом искусства", - рассказал Степаненко, пояснив, что у ассоциации нет права законодательной инициативы, однако она может вносить предложения на профильном комитете Госдумы, например, в сфере изменения закона о ввозе-вывозе.
"У антикваров и дилеров есть ассоциация, а у аукционных домов нет. Пришло время объединиться", - считает гендиректор РАД, который планирует управиться с созданием ассоциации за полгода.