ФАС может уладить отношения дистрибьюторов и автодилеров через закон о торговле
28 марта 2012 года
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России рассматривает возможность урегулирования взаимоотношений между дистрибьюторами автомобилей (автопроизводители и импортеры) и их дилерами путем внесения поправок в закон о торговле, но лишь в том случае, если действующих антимонопольных механизмов окажется недостаточно, сообщил глава управления по контролю в социальной сфере и торговле ФАС Тимофей Нижегородцев.
"Сейчас мы пытаемся эти линии напряжения урегулировать путем применения норм закона 135 "О защите конкуренции". Но если у нас это не получится, то мы будем говорить о подготовке поправок в закон об основах государственного регулирования торговой деятельности", - сказал он на форуме "Российская розничная торговля".
Нижегородцев напомнил, что ранее в ФАС поступили жалобы дилеров на дискриминацию со стороны автодистрибьюторов. Проблема заключается в том, что автодилер, после того, как осуществляет инвестиции, предложенные дистрибьютором, становится зависимым от своего партнера.
"В этот момент дистрибьютор приобретает рыночную власть, потому что от него зависит объем поставок машин, запчастей, форма финансового сотрудничества. Есть много моментов, манипулируя которыми дистрибьютор может создать невыносимые условия дилеру", - пояснил Нижегородцев.
В настоящее время ФАС заканчивает анализ рынка, после чего - не ранее, чем через месяц - разошлет соответствующим компаниям предупреждения, чтобы они устранили признаки нарушений. "Если не устранят, то мы будем возбуждать дела", - продолжил Нижегородцев.
Однако, пояснил он, если в процессе будет недостаточно действующих антимонопольных механизмов, то ФАС "может выйти в правительство с инициативой внесения поправок (в закон о торговле)".
По его словам, в Евросоюзе аналогичные проблемы на авторынке решены путем прямых запретов. Эти отношения регулируются и антимонопольным законодательством, и директивой, аналогичной российскому закону о торговле.
ФАС ВЗЯЛАСЬ ЗА ДИСТРИБЬЮТОРОВ
Ранее ФАС для урегулирования конфликта между дилерами и автодистрибьюторами предлагала последним раскрыть свою торговую политику, проводимую в России, для того, чтобы исключить дискриминационную составляющую в отношениях между двумя сторонами.
В конце февраля служба сообщила о существенном росте жалоб на автодистрибьюторов последнее время. В частности, дилеры жалуются на то, что автодистрибьюторы обязывают своих партнеров совмещать функции продажи автомобилей и их сервисного обслуживания, не устанавливают ясных требований и правил по отбору дилеров, искусственно ограничивают срок действия дилерских соглашений, односторонне расторгают договоры поставки запчастей авторизованным дилерам, а также создают дискриминационные условия определенным дилерам внутри одной дилерской сети при поставке новых автомобилей и запасных частей к ним.
В связи с этим ведомство предлагает разделить продажи и сервисное обслуживание автомобилей и предоставлять дилерам различные статусы - официального дилера по продажам, по сервисному обслуживанию или универсального официального дилера.
При этом ФАС считает, что необходимо установить четкие требования при отборе контрагентов для получения статуса официального дилера, исключающие возможность координации деятельности независимых участников рынка. Также в ведомстве предлагают ввести процедуру аккредитации сервисных центров и предоставлять им право техобслуживания автомобилей, находящихся на гарантии. При этом независимые сервисные центры получат доступ к техрегламентам на обслуживание автомобилей и возможность легальной покупки оригинальных запчастей.