Московский коллекционер намерен предъявить иск дилеру, продавшему ему фальшивые картины
18 апреля 2012 года

Коллекционер Игорь Возяков, основатель Дома иконы на Спиридоновке и собиратель русской живописи XIX века готовит иски к дилеру, продавшему ему в 1990-х годах фальшивые картины русских художников.

"Все они были куплены в России через одного и того же человека. Я собираюсь решать эти вопросы только в правовом поле. Иски пока что поданы не были, сейчас они готовятся", - рассказал Возяков на вернисаже выставки "Шедевры, подделки или Н/Х" в среду вечером. На ней представлены те самые спорные произведения искусства, приписываемые крупнейшим русским живописцам XIX века и имеющие положительные экспертные заключения о подлинности.

Летом этого года коллекционер собирался устроить показ приобретенных им полотен, а перед этим решено было провести независимую экспертизу, которая выявила, что из 15 картин девять являются подделками. Среди них - "Морское сражение" Ивана Айвазовского, "Гости прибыли" Николая Рериха, "Танец среди мечей" Генриха Семирадского и "Корабль у пристани" Алексея Боголюбова. По оценкам коллекционера, стоимость этих работ, будь они подлинными, сейчас оценивается в 10-15 миллионов долларов.

"Ущерб от приобретения этих картин дял меня скорее личностный, а не финансовый. С финансовой точки зрения я это переживу. Когда я приобретал их, то это были большие деньги, еще больше они бы стоили сейчас", - сказал Возяков.

По его данным, клиентами того дилера были многие крупные бизнесмены.

"Другие коллекционеры - возьмите список "Форбс" и я думаю, что все - также покупали у этого человека, чье имя, пока идут юридические процедуры, я не могу раскрыть", - отметил он.

Собеседник агентства рассказал, что организацией этой выставки он хочет получить реакцию рынка.

"Думаю, что все коллекционеры сейчас быстро перепроверят свои вещи и будет длинная череда судебных процессов", - полагает Возяков.

Вместе с тем, снова остро встает вопрос с корректной атрибуцией произведений искусства, то есть определением авторства - например, полотно Боголюбова на выставке сопровождается старой и новой экспертизой, где подлинность подтверждается и опровергается одними и теми же специалистами.

По мнению экспертов из Независимой научно-исследовательской экспертизы им. П. Третьякова, которые заново исследовали картины, проблему необходимо решать не "инициативами снизу", как на выставке подделок, а стратегически: разработать юридическую базу, наладить обмен информацией между антикварами, экспертами и музейщиками, а также создать эталонную базу по художникам, чтобы избежать возможных ошибок.

Некоторое время назад тема фальшивых произведений искусства уже поднималась - в России под эгидой упраздненной ныне Росохранкультуры издавался каталог "Внимание! Возможно, подделка". В нем публиковались сведения о картинах неизвестных западных мастеров, которые были выданы мошенниками за произведения русской живописи и проданы на внутреннем российском рынке или же на международных аукционах за цену, многократно превышающую их реальную стоимость.

"Сейчас существует международный теневой бизнес, связанный именно с подделками произведений искусства. Бизнес который приносит коллосальный доход и уничтожает целый пласт культуры - когда делаются перелицовки западной картины XIX века и на ней выводится подпись русских художников. С одной стороны, уничтожается западная живопись, с другой - появляется русская, которой никогда не было", - рассказал сотрудник главного управления уголовного розыска МВД РФ Илья Леснов.

Он отметил, что в последнее время коллекционеры, рискующие немалыми средствами, благодаря публикациям о подделках в СМИ стали чаще обращаться к хорошим экспертам и осторожнее делать приобретения.

"Несмотря на это, тема подолжает оставаться актуальной, и, по нашим прогнозам, ничего кардинально не изменится. Поэтому пожелание к коллекционерам - будьте внимательны и заботьтесь о своих деньгах", - заключил сотрудник угрозыска МВД.